Новости
Материал опубликован: 16 января 2024, 11:00
Обновлён: 16 января 2024, 11:02
Просмотров: 1899
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), число здоровых детей и подростков с каждым годом уменьшается, о чем также свидетельствует рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Это в свою очередь ставит перед обществом задачи по сохранению здоровья детей и подростков и формированию у них здорового образа жизни. Своевременно проведенная образовательная работа со здоровыми детьми, а также просветительская, оздоровительная и реабилитационная – с хронически больными может способствовать сохранению физического и психического здоровья и повышению их социальнопсихологической адаптации.
На протяжении всего детства у ребенка формируются представления о своем физическом состоянии, которые сопровождаются определенными телесными ощущениями и эмоциональными переживаниями. Приобретаются знания о факторах, укрепляющих или наносящих вред здоровью, выстраивается система мотивов, которая определяет его поведение. Поэтому очень важно на протяжении всего периода обучения в школе развивать у детей и подростков правильное отношение к собственному здоровью.
Наряду с реализацией школьных образовательных программ необходимо создавать здоровые семейные традиции, направленные на поддержание здорового образа жизни (ЗОЖ).
Именно в семье ребенок перенимает культурный опыт заботы о себе и своем здоровье.
Недостаточное внимание со стороны семьи к этим важным вопросам может препятствовать усвоению детьми ценностей ЗОЖ.
Система информирования учащихся об отдаленных последствиях нездорового образа жизни недостаточно учитывает специфику возраста и индивидуальные психологические особенности учащегося. Например, для подростков характерны выраженные реакции группирования, когда принадлежность к группе, принятие и реализация ее идей и установок являются более значимыми, чем личные ценности.
Для реализации ценностей ЗОЖ школьникам зачастую не хватает личностного смысла, либо он вступает в противоречие с другими мотивациями. К примеру, ценности ЗОЖ могут противоречить позитивному для подростков смыслу табакокурения как форме общения атрибуту принадлежности к подростковой группе.
С целью предупреждения формирования поведенческих паттернов и патологических привычек, противоречащих критериям ЗОЖ, необходимо своевременно обучать школьников умению организовывать собственный распорядок дня и следовать ему. Сбалансированный режим должен включать время для учебы, общения, отдыха, физических нагрузок, приема
пищи, сна и др. Соблюдение такого распорядка будет способствовать слаженной работе организма, поддержит баланс между учебой и периодами отдыха и повысит работоспособность.
Не менее важным для здоровья школьников является соблюдение правил личной гигиены, умение заботиться о себе, оказывать первую медицинскую помощь.
Кроме того, большое значение для физического здоровья и мыслительного процесса имеет рациональное питание: оно обеспечивает правильный рост и формирование организма детей школьного возраста.
Важнейшим условием ЗОЖ является организация ежедневных утренних разминок, еженедельных систематических занятий спортом и прогулок на свежем воздухе. Для укрепления здоровья и профилактики заболеваемости необходимо сочетать физические нагрузки с курсами массажа и закаливанием.
Уже с раннего детства надо прививать ребенку умение заботиться как о своем физическом состоянии, так и об эмоциональном, интеллектуальном и духовном самочувствии.
Психологический аспект ЗОЖ предполагает развитие у школьников навыков эмоциональной саморегуляции, умение ориентироваться в новых ситуациях, ставить значимые жизненные цели и достигать их.
Базовые критерии системы комплексной оценки состояния здоровья:
Наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса).
Уровень функционального состояния основных систем организма.
Степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям.
Уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
Комплексная оценка здоровья детей : Группы здоровья – это система оценки состояния здоровья детей в зависимости от наличия функциональных расстройств, острых или хронических заболеваний и степени их компенсации.
I группа здоровья - нормальное физическое и психическое развитие, без анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений.
II группа здоровья - некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, задержка физического развития, часто и/или длительно болеющие ОРЗ; дети с физические недостатки при сохранности функций.
III группа здоровья - хронические заболевания в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями.
IV группа здоровья - хронические заболевания в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями.
V группа здоровья - тяжелые хронические заболевания, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, инвалидность.