Новости
Материал опубликован: 22 августа 2023, 12:08
Обновлён: 22 августа 2023, 12:12
Просмотров: 1029
От того, насколько правильно с точки зрения физиологии и гигиены организована жизнь школьника в домашних условиях, зависит очень многое и прежде всего его физическое и психическое здоровье.
В «домашнем» режиме дня в учебные дни желательно чередовать различные виды деятельности (двигательно-активные и статические): прогулка, приготовление уроков, помощь по дому, хобби, подвижные занятия. Прогулка на свежем воздухе – непременное условие нормального роста и развития растущего организма. Детям до 7 лет рекомендуется гулять не менее 3 часов в день; более старшим – 2 часа. Оптимально, если ребенок погуляет непосредственно после учебных занятий, восстанавливаясь после накопленного утомления. Затем (при условии обучения в первую смену) логично приступать к «основной обязанности» школьника – выполнению домашних заданий. Послеобеденный «пик» умственной работоспособности приходится на 16-18 часов (утренний «пик» — с 10 до 12 часов – для обучающихся во 2 смену). Гигиенисты рекомендуют так организовать «домашнюю работу», чтобы на ее выполнение ежедневно учащийся 1-х классов тратил не более 1 часа; во 2-3 классе – не более 1,5 часов, в 4-5– не более 2 часов, в 6-8 – не более 2,5, а в 9-11 – не более 3,5 часов. Через каждые 20-30 минут необходимо проводить микропаузы, физкультминутки. Занятия по интересам, хобби, посещение секций, кружков не должны переутомлять школьника, сокращать/нарушать бюджет времени других важных компонентов режима дня. Предпочтительны спортивные секции, двигательные занятия.
В досуге современных детей начинает преобладать «времяпрепровождение» с электронными средствами: компьютерами, ноутбуками, планшетами, мобильными телефонами. Именно родители должны найти баланс между их использованием и другими интересными занятиями, творчеством, спортом, природосообразным досугом. Негативное влияние длительного использования электронных гаджетов на организм ребенка определяется прежде всего повышенной нагрузкой на зрение, осанку (мышцы спины, шеи, рук), нервную систему. Поэтому при общении ребенка с гаджетами необходимо создание условий, минимизирующих эти факторы. Должна поддерживаться оптимальная осанка (как и при работе за учебным столом), соблюдаться зрительная дистанция (расстояние от глаза до экрана устройства) – не менее 50 см. Легче всего это реализовать при использовании стационарного компьютера, чуть сложнее – при работе с ноутбуком, поэтому, например, для младших школьников рекомендуется приобретение выносной клавиатуры. Планшет и смартфон – наименее физиологически приспособлены для длительного использования детьми: можно рекомендовать использование подставок, не работать в позе лежа. Смартфон, являющийся лидером по использованию среди других электронных средств, имеет слишком маленький экран, что в большей степени способствует зрительному утомлению.
Для снятия напряжения при работе с гаджетами необходимо выполнять упражнения для глаз, мышц шеи, любые двигательные упражнения. И, главное, должно быть ограничено время их использования. Необходимо, чтобы дома суммарная продолжительность работы с электронными средствами не превышала: для детей младших классов – 1,5 часа, для учащихся 5 — 9 классов – 2 часа, для старшеклассников – 2 час 30 минут — 2 часа 50 минут. Не следует их использовать перед сном, предотвращая перевозбуждение ребенка и долгое засыпание.
Достаточность ночного сна также имеет важнейшее значение для профилактики нарушения здоровья детей и подростков. Перед сном необходима спокойная деятельность, маленькая прогулка. Важным является наличие «ритуалов», настраивающих на сон: чистка зубов, принятие душа, чтение книги, слушание спокойной музыки и т.п. Оптимальная температура в спальне – 16-18 С, следует приучать детей спать с открытой фрамугой. Время отхода ко сну не должно сильно изменяться, даже в выходные дни и каникулы. Гигиенисты рекомендуют первоклассникам спать не менее 11 часов (1 час днем), школьникам 8-10 летнего возраста – 10 часов; 11-14- летним – не менее 9 часов; подросткам 15 лет и старше – не менее 8,5 часов.
А утро оптимально начинать с небольшой зарядки (5-6 упражнений) вместе с родителями!
Дома, в семье школьник проводит 2/3 суток, и гигиенически рациональная организация его жизни – важнейший инструмент профилактики многих болезней.
Режим дня школьника
7.00 Подъем: утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет |
16.00 - 16.15 Полдник |
7.30 - 7.50 Завтрак |
16.15 - 17.30 Приготовление домашних заданий |
7.50 - 8.20 Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе |
17.30 - 19.00 Прогулки на свежем воздухе |
8.30 - 12.30 Занятия в школе |
19.00 - 20.00 Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, ручной труд, помощь семье, занятия иностранным языком и пр.) |
13.00 -13.30 Обед |
с 20.30 Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия - чистка одежды; обуви, умывание) |
13.30 - 14.30 Послеобеденный отдых или сон |
21.30 - 7.00 Ночной сон |
14.30 - 16.00 Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе |
МОЖНО МЕНЯТЬ ЗАНЯТИЯ МЕСТАМИ, основываясь на предпочтениях и приоритетах школьника, главное – сохранять чередование ОТДЫХА и ТРУДА.
Ритм жизни в период каникул и во время учебного года различается достаточно сильно.
Чтобы переход от одного к другому не стал для школьника стрессом важно обеспечить плавный переход к режиму школьной жизни особенно будущим первоклассникам.