Навигация по категориям

Публикатор

Малыш родился. Первое полугодие жизни: общие советы

Материал опубликован: 06 июля 2023, 09:59

Обновлён: 06 июля 2023, 10:05

Просмотров: 434

Младенчество – исключительный период в жизни ребенка и его родителей. Все, что происходит в это время, — впервые. В период новорожденности задача родителей – обеспечить тщательный уход, сформировать у малыша ритм приема пищи, режим сна и бодрствования. На первый взгляд может показаться, что питание и уход – единственные потребности крохи, но это совсем не так. Общение с близкими людьми – вот истинная человеческая потребность и источник психического развития младенца. Во время общения развиваются основные психические сферы и умения младенца: внимание, память, восприятие, а также движения, эмоции и социальные способы коммуникации.

Близкие должны уметь удовлетворять как социальные, так и биологические потребности ребенка. Родителям следует с первых дней жизни создать для ребенка ситуацию эмоционального комфорта во время бодрствования, приема пищи и проведения гигиенических процедур. Обеспечьте позитивное эмоциональное общение с малышом в период его бодрствования. Улыбайтесь, разговаривайте с ребенком, мягко касайтесь его кожи. Результатом ваших действий станет зрительное сосредоточение малыша на лице взрослого и обращенная к вам улыбка.

Предлагайте для сосредоточения, разглядывания и прослеживания различные по форме и цвету игрушки, располагая их на разном расстоянии от ребенка не ближе, чем на 40 см. от него. Учите малыша прислушиваться к голосу, к разным по звучанию игрушкам. Нужно стимулировать движения рук малыша к предмету и его захват. Как можно чаще меняйте положение тела ребенка в пространстве, выкладывайте его на живот на различные по фактуре поверхности. Окружайте маленьких детей лучшим, что у Вас есть. Будьте настоящим творцом, общаясь и играя со своим малышом. Эмоциональное общение с близкими и помощь в освоении первых координированных двигательных актов, действий с игрушкой обеспечат к концу первого полугодия жизни появление у ребенка самостоятельной познавательной активности и возможность коммуникации с помощью звуков и слогов лепета.

Что должно насторожить?

Отсутствие реакции на звук (не замирает, не вздрагивает, не прислушивается, не поворачивает головку в сторону источника звука); не совершает координированных движений руками и телом, не может подолгу удерживать голову, отсутствуют эмоциональные реакции на общение (не улыбается в ответ, не выражает недовольства); нет подражания мимике, артикуляции, интонации взрослого, отсутствуют попытки использовать голосовые возможности в целях коммуникации или получения желаемого (не гулит или не кричит). В этих случаях вам обязательно нужно обратиться к специалисту (врачу-педиатру или неврологу, а также педагогу раннего возраста).

Режим дня для ребенка до 1 года

Режим дня — это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности человека на протяжении суток.

Соблюдение рационального, соответствующего возрастным особенностям ребенка, режима дня способствует его здоровому росту и развитию. Привыкая выполнять различные виды деятельности в одно и тоже время ребенок в каждый момент времени подготовлен к предстоящему виду деятельности, что обеспечивает их более легкое и быстрое выполнение. Соблюдение правильного режима дня обеспечивает хорошее настроение ребенка и поддерживает в нем живой интерес к изучению окружающего мира, способствуя его нормальному моторному и психоречевому развитию.

Режим дня ребенка включает следующие обязательные элементы: режим питания, время пребывания на воздухе в течении дня, кратность и продолжительность сна, обязательные занятия по развитию навыков в соответствии с возрастом, свободное время.

В первые месяцы после рождения здоровый новорожденный малыш большую часть суток спит, так как все внешние раздражители являются очень сильными для нервной системы ребенка, привыкшего к уютной внутриутробной среде обитания, и вызывают ее быстрое истощение. По мере взросления ребенка продолжительность сна постепенно сокращается а время бодрствования – увеличивается.

Возраст Режим дневного сна Ночной сон Режим бодрствования
От рождения до 2 месяцев 6 раз по 2,5 часа 6 часов Во время кормления
2-4 месяцев 5 раз по 2-2,5 часа 6,5 часов 4 раза по 1,5 часа
4-6 месяцев 4-5 раз по 2 часа 7 часов 4 раза по 2 часа
6-9 месяцев 3-4 раза по 1,5-2 часа 8 часов 4 раза по 2,5 часа
9-12 месяцев 2 раза по 1,5-2 часа 9-10 часов 4 раза по 3-4 часа

 

Тесно связан с режимом сна-бодорствования режим кормления малыша. Сон ребенка первых месяцев жизни очень чуткий и легко нарушается под воздействием различных посторонних раздражителей в том числе чувства голода.

Существенное значение в режиме дня имеет пребывание ребенка на свежем воздухе. Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе детей до 1 года жизни должна составлять не менее 5-6 часов в сутки. Свежий воздух действует на малыша успокаивающе, улучшает обменные процессы, повышает защитные силы организма. Летом все игры и занятия должны проводиться на свежем воздухе, в холодное и переходное время года предусматриваются двух разовые прогулки по 1,5-2 часа.

Свежий воздух также оказывает благоприятное влияние на сон. Воздействуя на кожу и слизистые оболочки носа и верхних дыхательных путей, он обеспечивает более быстрое засыпание ребенка и более высокое качество сна. Сон на улице может заменить прогулку, особенно в холодное время года.

Режим дня ребенка в целом индивидуален, однако в идеале, нужно стремиться к тому, чтобы ребенок после пробуждения кушал, а затем, бодрствовал до следующего сна. Хорошо выспавшийся малыш с аппетитом ест и потом спокойно и активно играет или занимается, а устав от игр, легко отходит ко сну.

Во время бодрствования малыша нужно стараться, чтобы он был активен и весел. Необходимо одевать ребенка в свободную одежду, не сковывающую движения, обеспечить доступ к игрушкам, соответствующим его возрасту, и самое главное, активно участвовать в играх и занятиях с малышом всей семьей.