Тамбовское областное государственное бюджетное
учреждение здравоохранения
Городская детская поликлиника
имени Валерия Коваля
города Тамбова

Структура

 

Пусть говорит, говорит, говорит...

 За последние 30 лет число подростковых суицидов в мире выросло на 30%. Это действительно та тема, которую нельзя обходить стороной. В сегодняшнем мире на подростка направлен очень плотный негативный информационный поток, падает ценность  жизни.

 

Акцент в обществе делается на развитие материальной сферы, а не духовной. Родители чаще уделяют внимание развитию познавательных психических процессов, а эмоционально-чувственные потребности не учитываются. Вот и получается, что подросток оказывается сдавленным в такой среде, ощущает в душе пустоту, страдает от одиночества, ненужности и нелюбви.

Если отбросить отстраненные рассуждения о том, что становится спусковым механизмом для увеличения числа трагических случаев, то можно прийти к выводу, что в основе суицидального поведения детей и подростков лежат три ведущие причины, с которыми можно и нужно работать: возрастной максимализм, просчеты родителей и педагогов и давление коллектива.

Сейчас настолько динамичное время, когда жизнь буквально «кипит», что взрослые и дети каждый день сталкиваются с новыми задачами, ситуациями, попадают в различные обстоятельства.  Поэтому, если ребёнок умеет адаптироваться к любой новой для него обстановке, это всегда большой плюс. При каждой ситуации, которую ребенок не в силах понять и принять, когда он остаётся непонятым, непринятым, приходят мысли  о смысле и целях  его пребывания в этом мире. В то время, как юноша или девушка активно ищут себя, им нужна поддержка семьи. А  порой  родители сами пребывают в состоянии «кризиса среднего возраста», находятся в прострации, испытывая давление социума. Их силы брошены на выживание, а не на моральную, психологическую поддержку ребенка, который, к тому же, уже начал проявлять бунт. На фоне этого у подрастающего чада возникает  много вопросов и проблем и в межличностных отношениях. Иногда дети и подростки не выдерживают унижения, оскорбления со стороны сверстников и проявляют или депрессию, или агрессию. Депрессия — это агрессия, направленная на себя, она может закончиться суицидом. А агрессия, направленная на других, заканчивается кровавыми разборками в учебных заведениях и т. д.

Когда мы говорим о суициде, то в этом случае действует одна из трех динамик:

 - когда дети предпринимают такие же действия, как и их родители. Это о тех случаях, когда один из родителей пребывает в депрессивном состоянии, и тоже имел свое время мысли о суициде. В этом случае  в памяти ребенка закрепляется идея, что иногда суицид – это один из вариантов выхода в сложной ситуации.

 - когда ребёнок видит, что родители несчастливы, находятся в постоянных конфликтах,  это приводит к тому, что ребёнок принимает решение: «Я не буду вам мешать, я здесь лишний».

- если родители открыто говорят о том, что все, что происходит, — это из-за него, то ребенок не готов нести такой груз ответственности и тоже принимает решение не в пользу жизни.

По статистике,  большинство подростков с суицидальными мыслями воспитываются в семьях, где имеются  непростые отношения с родителями. Причем, если присутствуют и непонимание с родителями, и сложности в коммуникации в коллективе, то у таких подростков в 50% случаев возникают суицидальные  мысли.

Естественно, встает вопрос о том, что делать родителям, педагогам? Как не допустить распространения суицидального поведения в подростковой среде?  На что смотреть? Базовая среда, где воспитывается ребенок, — это его семья. Профилактику аддиктивного поведения необходимо начинать с раннего возраста, а то и с перинатального периода развития, чтобы предупредить суицидальные мысли у собственного ребенка. Что нужно прежде всего? Разговаривать с ребенком. Спрашивать, что он чувствует, о чем он думает и размышляет. Важно знать, что суицидальным попыткам предшествуют: депрессия, снижение эмоциональности, апатичность, отсутствие аппетита, плаксивость, раздражительность, бессонница, плохая успеваемость в школе.  Лучше всего перед сном побыть с ребенком, обнять его и просто задать ему такие вопросы:

«Что тебя волнует? Что беспокоит? Что тревожит?».

Пусть говорит, говорит, говорит. Это важно. И дальше не высказывать свое мнение, если он его не просит. Просто выслушать, поддержать, сказать, что вы будете рядом и поможете в любой ситуации. Родителям необходимо выстраивать теплые и доверительные отношения в семье: ребенок должен чувствовать свою нужность, надо уважать его права и интересы, ни в коем случае не подрывать самооценку.

Дата: 02.12.2019
Просмотров: 10

 

Национальный проект Здравоохранение
Электронное Правительство Госуслуги
Госзакупки
Портал государственных и муниципальных услуг Тамбо
Оценка качества услуг